Нормативные документы и информационно-методические материалы для руководителей общеобразовательных учреждений ЮАО города Москвы . Сборник 32

Методические рекомендации управления образования по работе с детьми группы риска.

Уважаемые коллеги!

Управление образования предлагает Вашему вниманию данные о состоянии детской и подростковой преступности в г. Москве, а также подборку материалов для организации системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в образовательных учреждениях.


Из информационного письма прокуратуры города Москвы

Председателю Городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Швецовой Л.И.

Уважаемая Людмила Ивановна!

Прокуратурой города, проверено исполнение законов, направленных на борьбу с групповой, и организованной преступностью несовершеннолетних.

Установлено, что наряду с социально-экономическими причинами негативные тенденции в состоянии групповой преступности несовершеннолетних в значительной степени объясняются недостатками и серьезными просчетами, в деятельности органов профилактики по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Направляя Вам для сведения справку по результатам проверки, прошу ориентировать органы и учреждения системы профилактики на принятие необходимых мер по повышению эффективности и качества работы с детьми.

Справка о результатах проверки, исполнения законов, направленных на борьбу с групповой и организованной преступностью несовершеннолетних

В соответствии с п.8 плана работы прокуратуры города на первое полугодие 2003 года отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних организовано проведение проверки исполнения законов, направленных на борьбу с групповой и организованной преступностью несовершеннолетних прокуратурами Центрального, Юго-Восточного, Восточного административных округов, прокуратурой Московского метрополитена, проанализировано положение дел по данному вопросу в целом по городу.

Установлено, что на фоне снижения преступности несовершеннолетних с 3778 преступлений в 1998 т. до 2480 - в 2002 г. в последние годы ее состояние характеризуется устойчивым негативных тенденций.

Совершено преступлений несовершеннолетними:

 2002 2001 2000 1999 1998
Всего2480 3359 3181 3590 3778
Динамика -26,6% +5,3% -11,4% -5% 

В структуре преступности несовершеннолетних остается высоким уровень преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких (2001г. – 76%, 2002г. – 72%)

На протяжении последних пяти лет каждое 4 преступление подростками совершено в группе.

Всего совершено преступлений группой несовершеннолетних:

 20022001200019991998
Всего6648279139731048
Динамика-26,7%24,6%28,7%27,1%27,7%

Всего совершено преступлений с участием взрослых лиц

 20022001200019991998
Всего739870831974839
Динамика-29,7%25,9%26,1%27,1%22,2%

Активизировалась совместная преступная деятельность несовершеннолетних и взрослых, рост которой с 1998 г. по 2002 г. составил 7,5 процента.

Возрастание количества преступлений, совершенных
несовершеннолетними в группе со взрослыми,в пропитом году но сравнению
с предыдущим произошло по территории Центрального и Восточного
административных округов:

 2002 % от числа сов-х преступлений в округе2001 % от числа сов-х преступлений в округе  динамика
ЦАО67

34.8

82

22,4

+ 12.4

ВАО101

35,3

93

23,7

+11,6

ЮВАО69

26

117

30.3

-4.3

Метро7

14

9

19,3

- 5,5

а группой несовершеннолетних- по территории прокуратуры Московского метрополитена, Юго-Восточного и Восточного административных округов:

 2002 % от числа сов-х преступлений в округе2001 % от числа сов-х преступлений в округе  динамика
ЦАО32

16.6

86

23.4

+ 6.8

ВАО73

25.5

72

18.4

+7.1

ЮВАО90

33.9

89

23.1

+10.8

Метро14

28

5

10.8

+17.2

Каждое третье групповое преступление совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения. Всего совершено преступлений группой несовершеннолетних и с участием взрослых

 20022001200019991998
В состоянии алкогольного опьянения14031697174419471987
В состоянии наркотического возбуждения3179125248304

Обращает на себя внимание снижение за последние 5 лет в 5.6 раза наркомании среди несовершеннолетних (число лиц, привлеченных к уголовной ответственности в состоянии наркотического возбуждения уменьшилось с 338 н\л в 1998 г, до 60 н\л в 2002г.) к почти в 2 раза -подростков, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, В то время как по данным ЗИЦ ГУВД г.Москвы постоянно возрастает число взрослых лиц, привлеченных к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ по ст. б. 10 КоАП РФ (ст. 163 КоАП РСФСР) Так. в 2001 году эта цифра составила 1944 взрослых, в 2002 году - 2041, а за 5 месяцев текущего года задержано за совершение указанного правонарушения 1620 взрослых.

Удельный вес несовершеннолетних, привлеченных к ответственности за совершение преступлений группой лиц, остается стабильно высоким.

 20022001200019991998
Всего привлечено к отв-ти несовершеннолетних в группе17002043201723282315
% от общего числа привлеченных61..570.271.668.467.1
Из них:     
Только несовершеннолетних10801316134815091567
%63.564.466.864.867.6
Со взрослыми620727669819748
%36.435.533.135.132.3

Значительным среди групповых преступлений несовершеннолетних остается рецидив:

 20022001200019991998
В группе17002043201723282315
Ранее совершали преступления287400415484481
%16.819.514.714.413.9
В том числе:     
Условно осужденных76130134164141
В период отсрочки исполнения приговора1281624
В течение года после освобождения из ИТУ618131313

Таким образом, из числа лиц, совершивших преступления в группе, ранее судимые несовершеннолетние составили в 2000г. 14,7 процента, в 2001 г.- 19,5 процента, а в 2002 г,- 16,8 процента.

На состояние групповой преступности все большее влияние оказывают иногородние лица. Причем, если в 1998 году жители других регионов и республик бывшего СССР, привлеченные к ответственности за совершение групповых преступлений на территории Москвы, составляли 1,9% от общего количества привлеченных к ответственности подростков, то в 2002 году этот показатель возрос на 3,6% и составил 5,5%.

В ОВД г.Москвы на 01.01.2003 состоит на учете 2541 несовершеннолетний, входящих в состав преступной и антиобщественной группировок, что на 2% меньше, чем в предыдущем. Однако уменьшение количества несовершеннолетних, входящих в состав групп антиобщественной и преступной направленности не является показателем улучшения работы ПДН, так как за анализируемый период наблюдается снижение выявляемости данных групп, а соответственно и лиц в них входящих. Так, в 2001 году выявлено 647 группировок из 1815 лиц, в 2002- 594 (1549 лиц), а в 2003 - 436(1107 лиц).

Продолжается процесс омоложения преступности за счет роста криминальной активности подростков более младшего возраста. Более 50 процентов от общего числа несовершеннолетних, состоящих на учете в группах, имеют возраст 15и 17лет.

Как правило, группы подростков антиобщественной и преступной направленности в основном состоят из 2 человек (69 процентов), 21 процент составляют группы, состоящие из 3 человек и 10 процентов - из 4.

Большинство групповых преступлений несовершеннолетних имеют корыстную направленность и являются одноэпизодными, после совершения которых группа распадается. Менее полугода состоит на учете в ПДН ОВД 47 процентов групп и лишь около 19 процентов - свыше года.

Каждый третий, подросток, совершивший преступление в группе, ранее либо состоял на учете в ПДН, либо был судим.

Все чаще в группах с несовершеннолетними совершают преступления ранее судимые взрослые лица, оказывающие на несовершеннолетних разлагающее воздействие. Из общего количества уголовных дел, совершенных с участием взрослых, по территории Люблинской межрайонной прокуратуры, в 40% случаях взрослые лица являлись ранее судимыми.

Нередко в антиобщественных и преступных группировках с участием взрослых лиц лидерами становятся несовершеннолетние.

Эти негативные тенденции объясняются в том числе и комплексом неблагоприятных общественных факторов. Прежде всего, неблагополучием значительной части семей, связанным с ухудшением по разным причинам социально-экономического положения инравственно-психологического состояния. Повсеместно распространены факты сплочения несовершеннолетних из неблагополучных и нуждающихся семей в группы, систематически добывающих преступным путем средства существования.

Несмотря на высокую степень общественной опасности групповой преступности несовершеннолетних, данной проблеме всеми звеньями правоохранительной системы должного внимания не уделяется, комплексный подход к решению проблемы не обеспечивается.

Проведенной прокуратурой города проверкой выявлены серьезные упущения и просчеты в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Допускаются нарушения требований ст.ст. 20, 21 Федерального закона № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части проведения качественной ра6оты__по_предупреждению преступности несовершеннолетних.


Работа с «трудными» в функционалах руководителей школы и воспитателей.

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Классный руководитель

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Наставники

Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию.

У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.

Учителя - предметники

Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с трудными» детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков. 

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

• лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;

• информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;

• выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

• совместно с учителями, социальными педагогами, администрации школы определяют меры индивидуального воздействия на «трудных», меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками;

• ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

• входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений.


Приложение 1

Положение о совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

Профилактический совет призван объединить усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, психологической службы школы в создании единой системы по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений в школе, координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

Главными задачами Совета являются:

• разработка и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди учащихся школы;

• разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;

• проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения;

• проведение просветительской деятельности по данной проблеме;

• организация работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей;

• защита прав и представление интересов ребенка в различных конфликтных ситуациях с участием как физических, так и юридических лиц (в рамках Международной Конвенции ООН по правам ребенка).

Состав Совета по профилактике утверждается приказом директора школы.

Работу возглавляет социальный педагог школы или заместитель директора по воспитательной работе.

В состав Совета также входят представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, методического объединения классных руководителей блока дополнительного образования, медицинской и психологической служб школы.

Совет по профилактике имеет право:

• вносить предложения и изменения в планы учебно-воспитательного процесса школы;

• представлять по данной проблеме педагогический, ученический, родительский коллективы в различных органах управления, общественных организациях, структурах власти;

• рассматривать отчеты классных руководителей, представителей блока дополнительного образования, учащихся школы;

" приглашать на собеседование родителей, посещать неблагополучные семьи с целью анализа ситуации, оказания помощи, защиты прав ребенка, при необходимости направлять информацию о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства Управ районов и в ПДН ОВД по месту жительства;

• ходатайствовать перед администрацией о принятии мер административного воздействия (меры административного воздействия к несовершеннолетним могут быть приняты комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строит свою работу и принимает решения в рамках Закона «Об образовании», Федерального закона № 120 -ФЗ от 24.06.99 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Международной Конвенции ООН по правам ребенка.

Решения и рекомендации Совета являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав учащихся школы.


Приложение 2

Основные направления работы школы с «трудными» учащимися

Изучение «трудных»

Изучение «трудных» учащихся, учеников с девиантным поведением предполагает исследовательскую деятельность воспитателя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.

Диагностическая карта «трудного»

1. Выявление «трудных» школьников с I по XI класс, составление карточек на каждого из ни с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

3. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

4. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Возрастная педагогика в работе с «трудными»

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успех», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.


Перечень рекомендуемой документации (профилактика безнадзорности и правонарушений)

1. Банк данных.

(Дети и подростки с девиантным поведением. Внутришкольный учет).

- Анкеты, характеристики, тестирование;

- заключения, рекомендации психолога;

- заключения, рекомендации школьного врача;

- рекомендации профконсультанта;

- документы из ОППН, КДН;

- акты обследования, характеристики семьи;

- учет успеваемости;

- учет посещаемости школьных занятий;

- занятость, внешкольная деятельность.

2. План работы.

3. План работы Совета по профилактике.

4. Учет индивидуально-воспитательной работы.

5. Работа с родителями.

6. Совместная работа с ОШШ, КДН, общественными организациями района. (План, письма, акты, ходатайства, ответы).

7. Документация на учащихся школы, прошедших комиссию по раннему отчислению.

8. Учет занятости детей и подростков, стоящих на внутришкольном учете в каникулярное время.

9. Показатели мониторинга аналитической деятельности. Анализ работы за год.

Общие сведения об учащихся, стоящих на внутришкольном контроле

№ п/п

Ф.И.О.

Причина постановки на учетНомер учетной карточкиКлассКогда поставлен на учет и кемКогда снят с учета и кем
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 


Приложение 3

Примерный перечень мероприятий по работе школы с «трудными» детьми

• Выявление педагогически запущенных детей.

• Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.

• Ведение картотеки «трудных» детей.

• Встречи с работниками ПДН.

• Правовое просвещение «трудных» подростков.

• Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

• Проведение семинара «Трудный подросток» для родителей.

• Организация работы Совета по профилактике правонарушений при директоре.

• Проведение педагогических советов «Работа с трудновоспитуемыми», «Работа с семьями педагогически запущенных детей».

• Организация клубов для «трудных»: выходного дня, на один вечер и др.

• Психологические консультации для детей и родителей.

• Организация психолого-педагогических консилиумов.

• Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

• Индивидуальная работа с «трудными».

• Организация индивидуального наставника (социальные педагоги, старшеклассники).

• Вовлечение «трудных» подростков в воспитательные центры, кружки, секции.

• Организация летних лагерей, туристических клубов.

• Организация работы спортивных секций.

• Проведение военизированных игр для подростков.

• Проведение круглых столов «Уроки детского досуга», «Мы и наши дети» и др.

• Организация игр - упражнений и игр-тренингов для «трудных» подростков: «Рыцарский турнир», «День фантазера» и др.


Приложение 4

Организация помощи «трудным» детям

Формы помощи

Организация педагогической помощи:

1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие синдрома изгоя)

4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

Организация медицинской помощи:

1. Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.

2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.

3. Половое просвещение «трудных» подростков.

4. Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.

Организация психологической помощи:

1. Изучение психологического своеобразия «трудных» учащихся, посещение уроков.

2. Выявление проблем семейного воспитания.

3. Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.

4. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» школьников:

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

3. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства.

4. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных», участие в спортивных секциях и кружках.


Методические рекомендации окружного управления образования по работе социального педагога.

Примерные должностные обязанности социального педагога

Социальный педагог образовательного учреждения:

- Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

- Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни.

- Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

- Выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

- Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся.

- Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

- Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

- Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

- Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

- Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшими в экстремальные ситуации.

Социальный педагог должен знать:

Конституцию РФ;

- Законы РФ;

- Решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования;

- Конвенцию о правах ребенка;

- Основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;

- Общую и социальную педагогику;

- Педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;

- Основы валеологии и социальной гигиены;

- Социально-педагогические и диагностические методики;

- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Основные требования к планированию работы социального педагога

Направление деятельностиВиды работВремя проведенияОтветственный
1. ПрофилактическоеЛекции. Беседы. Классные часы. Уроки «Право и ответственность», «Граждановедение»... Работа с ОППН. Курс «Профилактика зависимостей»...  
2 .Индивидуально-воспитательная работаБеседы. Работа с психологом. Совместная работа с классным руководителем. Обследование жилищно-бытовых условий.  
3.Правовой всеобуч.Лекции. Изучение правовых документов, Конвенции ООН «О правах ребенка», «Семейное право», «Административное право»... Права и обязанности школьников и т.д.  
4.Работа с родителями.Родительское собрания. Лекции. Консультации специалистов (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)  
5. Реализация программы «Каникулы»Занятость детей групп риска. Трудовая деятельность, организация лагерей.  
6.Внеклассная работа.Тематические дни недели: «День отказа от курения», «Неделя прав». Общешкольные мероприятия: «Брейн-ринг», КВН…. Посещение театров, музеев (музей МВД). Трудовая деятельность.  
7. Профориентационная работа 1. Диагностика.

2. Лекции.

3. Подбор учебных заведений.

Классные часы

  
8. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.1. Заседание.

2. Рейды.

Работа с родителями.

  
9. Внешние связи1. Управа.

2. ОППН.

3. Центр «Перспектива»

4. Клубы, кружки, секции.

  

Рекомендации к составлению плана работы социального педагога школы

(Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних)

Основные направления деятельности

Совместная деятельность должностных лиц

Время выполнения

август 2003г. – июль 2004г.

Диагностическая деятельностьПсихолог, классный руководитель  
Индивидуально-воспитательная деятельностьПсихолог и профконсультант, инспектор ОППН 
ПросветительскаяПсихолог, совет ученического самоуправления 
Реализация программы «Семья»Психолог, классный руководитель 
Организация и проведение общешкольных мероприятийЗам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, учащиеся, доп. образование 
Реализация программы «Каникулы»Зам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, доп. образование 
Реализация программы «Социум»ОППН, КДН. Общественные организации района,  
ВсеобучЗам. директора по воспитательной работе, классный руководитель, председатель КДН, инспектор ОППН, родительская общественность 
Профориентация

Организация временной трудовой занятости.

Зам. директора по воспитательной работе, 
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.ОППН, КДН, центр труда и занятости, система УДО 
Мониторинг

Аналитическая деятельность

Психолог, классный руководитель, Зам. директора по учебно- воспитательной работе, Зам. директора по воспитательной работе, инспектор ОППН. 

Циклограмма работы социального педагога на I полугодие учебного года

Сентябрь

Уточнение и утверждение плана работы на год, согласование общешкольных мероприятий для детей группы "риска" с районными и окружными структурами (КДН, Управа, Центр занятости населения и т.д.).

Создание, уточнение банка данных детей, стоявших на внутришкольном учете.

Создание трудовых (постоянно действующих) объединений молодежи на осенний период на договорной основе с МЦТЗМ "Перспектива" - благоустройство территории микрорайона и школьной территории.

Выявление выпускников школ (9, 11 кл.), не определивших сразу деятельности, решение проблемы их занятости совместно с Центром социально-трудовой адаптации молодежи, оказание им психологической поддержки.

Привлечение родителей к решению данной проблемы (выступление психолога, начальник ЦСТАМ) на родительских собраниях. Или проведение родительских собраний (9, 11 кл.) на базе Центра.

Октябрь

Совещание - У О.

Формирование плана работы на осенние каникулы, согласование мероприятий со всеми службами в микрорайоне.

Участие в акции "Профессиональный выбор" по согласованию с Центром "Перспектива" (компьютерное тестирование).

Поддержка деятельности трудового объединения.

Начало работы по правовому воспитанию для учащихся, родителей.

Ноябрь

Организация осенней оздоровительной кампании.

Подведение итогов работы в осенние каникулы. Проблемы, перспективы. Обсуждение данного вопроса на педсовете.

Планирование работы на зимние каникулы (списки детей, желающих работать в городском ЛТО по заданию Управы:

- уборка территории;

- заливка катка в микрорайоне; возможен договор с "Перспективой".

Проведение акции "Подросток":

- выявление выпускников, ничем не занятых.

Планирование акции "Профессиональный выбор" для детей группы "риска".

Декабрь

Подготовка зимней оздоровительной кампании.

Систематизация картотеки на детей группы "риска". Проведение родительских собраний в 9-х классах по результатам работы с психологом (построение карьеры).

Организация Всемирного Дня по борьбе с курением.

До 20.12 - сдача данных об организации отдыха детей группы "риска".

Январь

Организация зимней оздоровительной кампании.

До 10.01 - сдача отчета об организации зимнего отдыха детей группы "риска.

До 20.01 - представление отчета по итогам I полугодия по форме УО.

Один раз в месяц:

- организация рейдов в рамках операции "Подросток" совместно с ОПП.

Регулярно:

- участие в работе комиссии КДН;

- индивидуальная работа с учащимися и родителями;

- организация внеурочной занятости подростков.

Рекомендации по оформлению кабинета правовых знаний в общеобразовательном учреждении

1. Материалы по нормативно-правовому обеспечению образовательного процесса:

Конвенция о правах ребенка;

Закон «Об образовании»;

Федеральный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

другие правовые документы.

2. Материалы по проблемам наркомании, алкоголизма, табакокурения (книги, брошюры, правовые документы, рекомендации по лечению и профилактике).

«Куда обратиться за помощью» (телефоны и адреса организаций, оказывающих психологическую, юридическую, медицинскую и социальную помощь семьям и подросткам).

Правовые документы по административному, уголовному, семейному праву.

Материалы по профориентационной работе.

Видео материалы по проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений.

Методическая литература социального педагога.

Телефоны и адреса государственных и общественных организаций, с которыми сотрудничает школа.

Социальные паспорта (округа, микрорайона, школы, класса).

 


Положение о координационном совете социальных педагогов Южного административного округа г. Москвы

Основные положения.

Координационный совет социальных педагогов Южного административного округа г. Москвы является одним из основных звеньев в системе комплексной работы Южного окружного управления образования по выполнению закона Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Совет призван координировать деятельность образовательных учреждений округа по данной проблеме.

Совет строит свою работу в соответствии с законами РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», окружными программами, настоящим Положением и должностными инструкциями, разработанными для координаторов социальных педагогов.

Координационный совет социальных педагогов строит свою работу по следующим направлениям:

- организационно - методическая деятельность;

- профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

- профилактика наркомании и наркозависимости;

- повышение квалификации социальных педагогов округа;

- внешние связи.

Основные цели и задачи совета:

1. Становление и развитие системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях округа.

2. Координация деятельности образовательных учреждений в рамках окружных программ по профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании.

3. Выработка и реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях.

4. Формирование ориентированного на социальные ценности отношения несовершеннолетних к закону, установка на активное неприятие нарушений правопорядка, пропаганда здорового образа жизни.

5. Проведение научно - исследовательской работы, направленной на создание современных методик по правовому воспитанию подростков, по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социальной реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.

6. Методическая и консультативная помощь социально - правовым службам и социальным педагогам на местах.

7. Повышение антинаркотической пропаганды среди подростков, профилактика распространения ВИЧ - инфекции.

8. Комплексная подготовка специалистов, работающих по проблемам безнадзорности, правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних.

9. Подготовка и издание программных и методических материалов, распространение опыта работы образовательных учреждений.

10.Организация межведомственного взаимодействия с различными государственными, общественными организациями и учреждениями города и округа.

Состав совета.

В координационный совет входят социальные педагоги опорных школ, по одному представителю от каждого района.

Координационный совет курирует ведущий специалист Южного окружного управления образования.

Работу координационного совета возглавляет Председатель совета, избранный их числа его членов по представлению куратора.

Заседания совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

Функции Координационного совета.

1. Координационный совет организует и проводит мероприятия, связанные с реализацией поставленных задач в соответствии с годовым планом работы.

2. Совет имеет право приглашать на свои заседания и иные мероприятия специалистов государственных, общественных учреждений и организаций, работающих по проблемам профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних и лиц, ответственных за данную работу в образовательных учреждениях округа.

3. Решения Совета носят рекомендательный характер для организации работы образовательных учреждений по профилактике безнадзорности, правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних.

4. Совет разрабатывает и апробирует новые технологии и методики в системе работы социально- правовых служб образовательных учреждениях округа.

5. Координационный совет организует и проводит мероприятия, связанные с реализацией окружных программ.

6. Координационный совет проводит планирование и мониторинг работы социальных педагогов образовательных учреждений округа, анализирует эффективности их работы.


Должностные обязанности координатора социальных педагогов школ района

Координатор социальных педагогов осуществляет связь Южного окружного управления образования с социально - правовыми службами и социальными педагогами образовательных учреждений округа.

  1. Сбор и анализ информации о кадровом составе социальных педагогов или лицах, ответственных за профилактику безнадзорности, правонарушений и наркомании среди подростков в образовательных учреждений своего района.
  2. Уточнение и отработка функциональных обязанностей социальных педагогов.
  3. Согласование с администрациями образовательных учреждений сроков проведения окружных мероприятий, связанных с реализацией плана работы Координационного совета.
  4. Проведение совещаний социальных педагогов образовательных учреждений своего района.
  5. Оказание методической и организационной помощи социально -правовым службам и социальным педагогам образовательных учреждений своего района.
  6. Изучение и обобщение опыта работы образовательных учреждений района по профилактике безнадзорности, правонарушений и наркомании.
  7. Распространение информации и передового опыта работы в школах района.
  8. Сбор и анализ сведений по учащимся, стоящим на внутришкольном учете.
  9. Организация системы взаимодействия образовательных учреждений района с внешними структурами.
  10. Координация работы школ района по реализации окружных программ.
  11. Координирует и организует деятельность социальных педагогов района по самообразованию и повышению квалификации.

   
Вопросы по содержанию сайта и запросы: