Положение об общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.

1.2. Общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования (далее - Школа) - вид государственного учреждения, реализующего федеральные и региональные образовательные программы, а также образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа.

1.3. Для негосударственных образовательных организаций с этнокультур-ным (национальным) компонентом данное Положение является примерным.

1.4. Учредителем Школы является Комитет образования.

1.5. Школа является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, имеет гербовую печать установленного образца.

1.6. В своей деятельности Школа руководствуется законодательством Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 г. № 1008 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.96 г. № 1058 и от 15.01.97 г. № 38), Федеральным законом “О национально-культурной автономии”, постановлением Правительства Москвы от 20.05.97 г. № 377 “О ходе подготовки системы образования к новому 1997-1998 учебному году”.

1.7. К особенным целям и задачам Школы относятся:

развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийский социокультурный контекст;

создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности;

удовлетворение этнокультурных потребностей населения с сфере образования;

обеспечение каждому учащемуся возможности изучения родного языка, литературы, истории, национально-культурных традиций;

формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, совершенствование межнациональных отношений.

1.8. Школа открывается приказом Комитета образования по согласованию с префектурой соответствующего административного округа.

1.9. Для открытия Школы в Комитет образования должны быть представлены:

a) устав;

b) образовательная программа;

c) индивидуальный учебный план;

d) штатное расписание.

1.10. Школа может разрабатывать и издавать учебно-методическую литературу в установленном законом порядке.

1.11. Школа имеет право организовывать питание детей с учетом национальных традиций и обычаев, при соблюдении санитарно-гигиенических норм питания и согласовании соответствующих служб.

2. Основные характеристики организации образовательного процесса

2.1. Комплектование Школы производится по письменным заявлениям родителей (законных представителей) независимо от их места проживания в г. Москве и национальной принадлежности при их согласии с образовательной программой Школы.

2.2. Школа реализует следующие образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.

2.3. Организация образовательного процесса в Школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого Школой самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

2.4. Количество обучающихся в классе должно соответствовать установленным нормам для школ с изучением отдельных предметов. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы.

Школа может формировать отдельные подгруппы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах имеющихся бюджетных ассигнований.

2.5. Выдача документа о получении выпускниками Школы основного общего и среднего (полного) общего образования, награждение золотыми и серебряными медалями, похвальными грамотами, освобождение от экзаменов осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами.

2.6. Дополнительное образование в школах данного вида строится на основе всестороннего развития личности, специфики избранного профиля, этнокультурной направленности.

2.7. Обеспечение учащихся учебниками и учебными пособиями, входящими в федеральный и региональный комплект учебников, осуществляется в установленном порядке. Учебники и учебные пособия этнокультурного цикла Школа получает из республик и стран - носителей языка на договорных началах.

2.8. Школа может привлекать для преподавания предметов этно-культурного цикла зарубежных специалистов в соответствии с установленном порядком.

2.9. Внедрение в учебный процесс новых нетрадиционных учебных программ возможно после получения экспертной оценки по согласованию с Комитетом образования.

2.10. В Школе наряду с российскими государственными праздниками могут отмечаться национально-традиционные праздники. Наряду с госу-дарственной российской символикой в Школе допускается использование национально-традиционной символики.

3. Этноконфессиональное содержание образования и духовно-нравственное воспитание

3.1. Признавая значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания молодежи, государство уважает право учреждений национального (этнокультурного) образования развивать образовательную деятельность и разрабатывать образовательную программу на мировоззренческой, духовно-нравственной основах и в соответствующих их формах. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами федерального законодательства о свободе вероисповеданий.

3.2. Этноконфессиональные учебные предметы по изучению религий, признанных культурообразующими в соответствующих национальных общностях и формирующими уклад жизни семьи, народа, государства, изучаются в объеме, определяемом высшим органом самоуправления школы.

3.3. Светский характер государственной системы образования и образовательных программ, реализуемых в Школе, обеспечивается организационно-правовой независимостью государственного образовательного учреждения от религиозных и атеистических организаций, подотчетностью директора школы Учредителю и высшему органу самоуправления школы, контролем методических служб Учредителя за освоением стандартов образования и преподаванием этноконфессиональных, религиоведческих и других мировоззренческих учебных курсов.

3.4. Преподавание религиоведческих дисциплин осуществляется в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”: факультативно, по желанию граждан.

4. Управление школой

4.1. Управление Школой осуществляется в соответствии с нормативными актами на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности.

4.2. Общее руководство Школой осуществляет представительный (выборный) орган - совет школы либо иные формы самоуправления Школой. Порядок образования и компетенция данного органа регулируется уставом учреждения.

4.3. Непосредственное руководство Школой осуществляет директор, права и обязанности которого определены Законом Российской Федерации “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, должностными инструкциями.

4.4. Директор Школы назначается окружным управлением образования. Представители общественных национально-культурных организаций могут принимать участие в работе Школы (рекомендовать конкретное лицо на должность директора, принимать участие в попечительском совете, оказывать помощь в подборе учительских кадров, оснащении педагогического процесса и т.д.).

4.5. Директор Школы несет ответственность за выполнение заявленной программы и создание необходимых условий для ее успешного осуществления.

5. Финансирование школы

5.1. Основным источником финансирования Школы являются бюджетные ассигнования, выделяемые Учредителем. Школа вправе привлекать в установленном порядке дополнительные финансовые средства.

5.2. Ставки (должностные оклады) педагогических и библиотечных работников по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента повышаются на 15%.

5.3. Школе можно выделять до 10 ставок преподавателей для индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой деятельности учащихся этнокультурной направленности.

5.4. С учетом специфики содержания и организации учебно-воспитательного процесса в штатном расписании с согласия Учредителя может быть предусмотрена должность заместителя директора, курирующего этнокультурное направление образо-вательной программы.

5.5. Должностные оклады директора и его заместителей с согласия Учредителя устанавливаются на уровне должностных окладов аналогичных работников образовательных школ с контингентом учащихся свыше 1600 человек.

6. Ликвидация и реорганизация Школы

Ликвидация и реорганизация Школы осуществляется решением Учредителя в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации “Об образовании”.

Правительство РФ приняло постановление от 22.02.97 г. № 212 “О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей”.

По традиции мы приводим ниже полный текст новой редакции Типового положения с внесенными в него изменениями и дополнениями. Нововведения выделены курсивом, а в сносках приведена прежняя редакция соответствующей части документа.

Источник: "Библиотека руководителя (Выпуск 3, март 1998 г.)"

  
Вопросы по содержанию сайта и запросы: